«Когда дом – не крепость, а плен» - Проблема, о которой нельзя молчать
«Раньше считала, что признаваться в том, что ты являешься жертвой домашнего насилия, – это позор. Да и как могут помочь чужие люди твоей беде? Но однажды наступил такой момент, что я это сделала. Я убежала из дома с маленьким сыном после очередного скандала с пьяным мужем, который регулярно меня избивал. Я поняла, что мне нужна помощь, что я не справляюсь. В тот день я чудом избежала смерти» - Елена, бенефициарка Программы помощи женщинам в кризисной ситуации.
Период карантина стал испытанием для большинства жителей левого берега Днестра. С марта по июнь были закрыты все места общественного пользования, практически полностью ограничена работа бизнеса, прекращено транспортное сообщение между городами и внутри них. Все население перешло в режим ожидания, привычная жизнь остановилась. Поход в супермаркет или аптеку стал испытанием со множество условий и предостережений. Люди оказались заперты в замкнутом помещении без права вырваться на свободу. Только поезда на работу, покупка продуктов, лекарств или необходимость в экстренной помощи могли стать основанием для прогулки вне дома.
Вынужденная самоизоляция в четырех стенах не может пройти без последствий. Психологи отмечают, что рост напряжения между людьми в период карантина, это самое малое, с чем столкнулось большинство людей.
«Эмоциональное напряжение и тревога в период пандемии вызывает у человека острые стрессовые реакции, чувство страха и как следствие агрессивные тенденции в отношении других людей. Люди не умеющие управлять своим эмоциональным состоянием, имеющие психические отклонения, склонные к жестокости и т.п. чаще всего находят выход своей агрессии в близком окружении. Жертвами такого поведения становятся ни в чем не повинные женщины и дети» - Алена Горина, психолог.
Это история одной из женщин, которая столкнулась не просто с напряжением в семье, а с физическим насилием. В период карантина ей предоставили жилье и поддержку по Программе помощи женщинам в кризисной ситуации, реализуемой Центром «Резонанс». Центр не останавливал свою работу в период карантина благодаря поддержке международных партнеров и стал единственным выходом для женщины, которой больше некуда было идти с ребенком на руках. С марта по середину июля 2020 года в Шелтере Центра помощи женщинам получили временное жилье 6 женщин и 14 детей. Для этого все помещения были оборудованы средствами фильтрации и дезинфекции воздуха. В ситуации карантина Шелтер стал единственным местом, где женщины с детьми могли спрятаться от домашнего насилия со стороны своего партнера.
По данным издания NewsMaker на правом берегу Днестра количество случаев домашнего насилия выросло на 30% по время карантина[1]. Собрать подобную статистику на левом берегу не представляется возможным, так как алгоритм выделения случаев домашнего насилия в отдельную статью органами правопорядка окончательно не реализован. Но говорить о различных тенденциях не приходится.
Для оценки последствий карантина для женщин Центром «Резонанс» в июне 2020 года был запущен опрос среди женщин. Вопросы касались отношений между родственниками в период карантина, ситуацией с доступом к медицинской помощи и возможностью получить от государства поддержку в кризисный период. К началу осени опрос был завершен и сегодня можно проанализировать результаты опроса.
В опросе приняли участие 93 респондентки, у 71% из которых есть дети.
Для наибольшей объективности и откровенности респонденток опрос проводился анонимно.
«Мы выделили ключевые данные, которые удалось получить благодаря опросу» – поясняет Координатор Программы помощи женщинам в кризисной ситуации – Александра Мартыненко.
Из-за эпидемиологических ограничений 20,4% - респонденток не смогли работать в период карантина, что лишило их независимости. Государство открыло несколько программ поддержки населения, но алгоритм получения помощи не был отлажен в результате чего 20,5% женщин, не смогли получить положенную им помощь из-за недостатка информации, проблем коммуникации с ответственными специалистами и сложностями со сбором необходимых документов.
Александра также, отмечает, что нагрузка на систему здравоохранения стала беспрецедентной, практически все ресурсы были направлены на борьбу с эпидемией коронавируса, что создало значительные сложности с доступом к профильным специалистам и получению срочной медицинской помощи. 32,3% - респонденток не смогли попасть на прием к врачу, 5,4% - не получили срочную медицинскую помощь, когда остро в ней нуждались.
Самым часто отмечаемым последствием карантина стало снижение доходов, не обошло стороной оно и респонденток опроса, 51,7% - отметили падение дохода, что отразилось на невозможности покупки первоочередных продуктов, лекарств, оплаты коммунальных услуг. Доходы большей половины респонденток снизились вплоть до полной потери средств для существования, этот вариант отметили 10,8% от всех респонденток.
Говоря о атмосфере в семье, 24,7% - респонденток отметили, что стали чаще ссориться и ругаться с близкими. Нарастание напряжения в отношениях является одним из этапов цикла домашнего насилия, оно может привести в физическим проявлениям агрессии, инциденту прямого физического насилия.
Пандемия имеет далекоидущие последствия, полноценно оценить которые не представится возможным еще длительное время. Но уже сегодня мы можем увидеть, что кризис выявил пробелы в системе здравоохранения, социальной помощи и программах поддержки предпринимательства. Но гораздо глубже находится проблема домашнего насилия. В период карантина жертвы насилия оказались в безвыходной ситуации вынужденной изоляции, когда получить помощь становится до невозможного сложно. Шелтер Программы помощи Центра «Резонанс» единственное убежище для жертв домашнего насилия на территории Приднестровья и вместить всех он, к сожалению, не в состоянии. С этой проблемой соседствует обстоятельство отсутствия классификации домашнего насилия, как отдельной статьи в кодексе правонарушений. Необходимость отдельного закона растет с каждым днем и карантин в очередной раз об этом напомнил.
Пока не будет принят отдельный закон о домашнем насилии по примеру многих государств мира, жертвам домашнего насилия остается надеяться, что им успеют помочь, пока не станет слишком поздно.
«Мои дочь и сын после серии издевательств со стороны моего мужа остались глубоко травмированными детьми. Я постоянно чувствовала себя жертвой, которая не справляется с собственной жизнью и не может защитить собственных детей. Вернуться к нормальной жизни было очень сложно» - Валентина, жертва домашнего насилия.
[1] https://newsmaker.md/rus/novosti/la-strada-v-moldove-vo-vremya-karantina-na-30-vyroslo-chislo-sluchaev-domashnego-nasiliya/